ПРЕДИСЛОВИЕ
Возможно, вы прямо сейчас стоите в музыкальном магазине, читаете это введение и задаетесь вопросом: «Что делает это подлинной книгой по методу игры на бас-гитаре Жако Пасториуса? Кто, чёрт возьми, это написал?» Вполне справедливо!
Я вырос в Форт-Лодердейле, штат Флорида, и был начинающим басистом с сильными джазовыми и роковыми наклонностями. Ещё подростком я
играл в рок-группах, немного выступал в Майами в R&B-кругах и начал серьёзно увлекаться музыкой. Я постоянно слышал об этом электробасисте, Жако Пасториусе, который, как говорят, зажигал,
что мне непременно нужно было пойти с ним в The Iion's Share, клуб в соседнем Голливуде, чтобы послушать этот пресловутый
город. Моя тогдашняя девушка, Кэти Викерс, работала у дантиста, который также был мастером ромбона. Он настоял, чтобы
Джако играл с великим джазменом Айрой Салливаном. Я подумал: «Конечно, этот парень должен быть очень хорош, правда?» Поехали!
Примерно на восьмом такте первой мелодии я чуть не упал на пол! Я никогда не видел и не слышал ничего подобного. Этот
парень в майке, слишком коротких штанах и кроссовках был на высоте. Казалось, он всегда точно знал,
что делает и где находится, независимо от того, насколько далеко заходила музыка. Концепция, которую продемонстрировал мой герой, Скотт,
поразила такого молодого человека, как я, своей абсолютной революционностью: как будто двое басистов, он
ЛаФаро и Джек Брюс, каким-то образом объединились в одного монстра, который также был пропитан латинской музыкой и
фанком. Я почувствовал, как никогда прежде, вдохновение усердно заниматься на инструменте.
Несколько месяцев спустя Кэти позвонила мне домой и спросила: «Угадай, кто придёт лечить зубы своему ребёнку
? Жако!» Мой ответ был прост: «Сейчас буду».
Дети немного поговорили о музыке, и я спросил его, занимается ли он чем-нибудь на уроках. Казалось, он ждал своего часа.
Я поехал к стоматологу и представился, пока Жако стоял в коридоре, не проявляя никакого интереса к моим занятиям, но всё равно дал ему свой номер телефона, на всякий случай. Кстати, наш друг-стоматолог уговорил его
сесть в кресло для быстрого осмотра перед уходом. В типичной для Жако манере он ответил: «У меня никогда не было кариеса».
Быстрый осмотр доброго врача подтвердил это.
Так я узнал,
что Жако всегда мог подкрепить свои, казалось бы, нелепые заявления голыми фактами.
Несколько недель спустя я вернулся домой вечером и узнал от своего брата Ронни, что звонил Жако.
Вот это да, волнение! Когда я перезвонил ему, он сообщил, что слышал обо мне много хорошего, и
поинтересовался, не хочу ли я всё ещё брать уроки. Это было бы очевидно, ребята.
Так и получилось, что я стал учеником Жако, перенимая его блестящие, основанные на здравом смысле взгляды на музыку,
и бас-гитару (и жизнь) более десяти лет.
Через несколько дней после звонка я подъехал к его дому на первый урок и постучал в дверь. Ответа не было. Машины
у входа не было. После недолгого ожидания Жако подъехал со своей семьёй. Он вышел из машины в шортах, без рубашки,
с деревянной ракеткой в руке. «Извините, опоздал», — сказал он. «Я играл в турнире по пэдлболу».
В доме я увидел список мелодий для его пока ещё не записанного первого альбома, приклеенный к стене. У него на полу стояло несколько коробок с пластинками, которые мы просматривали несколько минут. Он держал в руках альбомы Кларенса Картера
(«У этого парня души больше, чем у десяти кошек!»), Джими Хендрикса, Пола Хиндемита, Билла Эванса, Макко Паркера, Эдгара
«Winter's White Trash» – вот это да, вот он, парень со вкусом.
Так начиналась история неподражаемого мистера Пасториуса. Он обладал самым замечательным способом разложить музыкальную теорию
от путешествия разума в мир блестящих, основанных на здравом смысле, решений для сложных музыкальных проблем,
и излагать её так, чтобы каждый мог понять и применить на практике (знание, которое традиционные преподаватели музыки любят представлять в самых педантичных терминах). Он любил отсеивать фальшь и добираться до сути музыкального материала логичным и лаконичным образом. Жако представлял собой сочетание непритязательной
приземлённости, острого музыкального интеллекта и эрудиции. Его подход к теории формирует моё собственное
видение по сей день.
С годами мы стали хорошими друзьями, так как часто посещали концерты друг друга. Яко был большим поклонником
группы, в которой я играл, возглавляемой мастером игры на стальных барабанах Отло Молино, и часто присутствовал на наших концертах. Он
регулярно направлял ко мне басистов, которые просили его об уроках («Они получают один и тот же урок»), поскольку слишком много гастролировал,
чтобы брать учеников. Он даже сыграл одну из моих композиций, «Leapfrog», со своим оркестром Lord of Mouth Band. Жако также позвал меня играть на бас-гитаре на первой репетиции альбома «Liberty City», пока он дирижировал группой Питера Грейвса (с Питером Эрскином на барабанах, а мы ещё не веселимся?). Пару раз он вызывал меня на сцену,
где выступал, передавал свой бас... и уходил со сцены, особенно памятный случай — мой самый первый вечер в Нью-Йорке (где я живу более 20 лет) в старом кафе Lone Star. Он всегда искал способы напугать
людей (т.е. «полный крах»), и я знаю, что в этих случаях ему это определённо удалось, в случае с вашим
скромным автором.
На протяжении этого тома я надеюсь дать ученику те же знания, которые я получил
от мастера. Короче говоря, если ученик хочет учиться у Жако, я надеюсь подвести его как можно ближе к этой цели, смиренно осознавая очевидную невозможность этой задачи. Раз уж меня попросили
написать эту методичку, я чувствую себя обязанным поделиться богатством ценной информации, которую он мне дал, с остальным
миром бас-гитаристов.
Как любил подмечать Жако: «Сокращенный путь — это долгий путь» и «Не ждите, пока какой-нибудь кот скажет вам,
что у вас есть способности». В этом духе, давайте приступим!
Использование этой книги
Эта книга предлагает возможность различных подходов. Хотя она ориентирована на музыкантов среднего уровня, желающих продвинуться, в последующих разделах книги представлено достаточно материала для продвинутых музыкантов. Если вы
продвинутый музыкант и чувствуете, что уже освоили гаммы и аккорды, смело приступайте к мелодическим упражнениям
и сольным транскрипциям сразу же. Если вы ещё не освоили эти технические трудности, я предлагаю вам сделать это,
хотя бы в некоторой степени, прежде чем браться за более сложный материал. Я также рекомендую практиковать аккорды и
гаммы, которые на них накладываются, в дополнение к практике гамм или аккордов по отдельности. Например, практикуйте
дорийский лад сразу после практики минорных септаккордов и т. д. Не ограничивайтесь чтением
этой книги по одной странице за раз. Однако, если вы обнаружите, что какой-либо из продвинутых материалов совершенно вас сбивает с толку, это
верный признак того, что вам нужно закрепить основы. Не забегайте слишком далеко вперёд.
Хотя табулатура предоставлена (умение читать ноты не обязательное условие для использования этой книги),
должен отметить, что Жако был большим поклонником идеи чтения с листа. Всякий раз, когда его спрашивали об учёбе,
чтение нот неизменно было одной из первых тем, которые он поднимал. Если вы не умеете читать ноты, я настоятельно рекомендую вам
освоить базовый метод чтения и начать. Конечно, чтение не является обязательным во многих исполнительских ситуациях.
Магазины пластинок и музыкальные журналы полны примеров успешных артистов, которые не умеют читать ноты. Тем не менее, если вы хотите играть джаз или классическую музыку, стать студийным музыкантом или разбираться в такой сложной музыке, как
творения Жако Пасториуса, чтение нот — это навык, который можно позволить себе проигнорировать. Ваша покупка этой книги доказывает, что вы
стремитесь к совершенству. Следуйте этому инстинкту и начните читать, если вы ещё этого не сделали. Я также настоятельно рекомендую вам приобрести клавишные и начать изучать гармонию, помимо практики игры на бас-гитаре. Крайне важно понимать, как работают аккорды, и слышать их исполнение на фортепиано. Примеры аккордов
в разделе «Гармонии» книги, в частности, будут гораздо понятнее, если вы сами сыграете
аккорды.
1. БАЗОВАЯ ТЕХНИКА
Учитывайте каждую ноту.
Во время того первого телефонного разговора Жако, в частности, сказал мне, что его метод обучения заключается в «настоящем
развитии кошачьих рук». Само собой разумеется, так оно и оказалось. Развитие сильных рук для бас-гитары
требует развития хороших пальцев, поэтому давайте обсудим основы техники.
Левая рука
Держите пальцы левой руки согнутыми. Не позволяйте костяшкам пальцев проваливаться. Если вы позволите костяшкам пальцев проваливаться,
вы увеличите силу, прикладываемую к струне, что приведет к менее артикулированному звуку. Диапазон из трёх ладов (например, с третьего по пятый) следует играть, удерживая указательный палец на нижней ноте и четвёртый
пальце на верхней ноте. Второй и третий пальцы должны оставаться на струне за четвёртым пальцем при игре верхней ноты. При игре с такой правильной постановкой руки рука должна напоминать Коготь,
Пять ладов (например, с третьего по седьмой лад) следует играть аналогичным образом, растягивая четвёртый
палец к верхней ноте. Второй палец следует использовать для игры ноты посередине между ними (в данном случае, пятый
лад). Вам следует работать над этим растяжением с самого начала. Один из лучших примеров этого можно найти в
целотонной гамме: